Анализы ДНК на отцовство и другие виды родства в Саратове и области
г. Саратов, ул. Мичурина, 46
пн-пт 9.00-18.00, сб-вс 9.00-13.00

8(8452) 32-03-05

Геномная регистрация – сравнительно новое понятие для правовой системы России. Ключевым в этом вопросе стал 2008 год: именно тогда появилась законодательная основа для функционирования этого института, а конкретно ФЗ РФ №242 от 03.12.2008г. «О государственной геномной регистрации в РФ» (далее Закон о геномной регистрации).

Под исследуемым процессом понимают действия, исполняемые специализированными органами, по обработке генетических сведений (ДНК), а также по приобретению, сохранению, учету и применению, изъятию и удалению биоматериалов. Главным его предназначением является установление личности. Генетические данные применяют для предотвращения, расследования и выявления преступности, а также для поиска без вести пропавших и опознания трупов.

Становление базы генетических данных в РФ

Законодательное регламентирование применения геномных сведений в правоохранительной практике является актуальной задачей современных государств. Сегодня хранилища генетических сведений используются во многих европейских и иных странах: в Японии, Сингапуре, Таиланде, Канаде, Чили и др. Первые хранилища генетических данных стали функционировать более 10 лет назад. За период их применения подтвердилась их эффективность для расследования и раскрытия преступлений.

Закон РоссииВ России идентификация с помощью ДНК впервые была использована в 80-х годах. Сегодня эту технологию применяют во многих службах криминалистики и судмедэкспертизы. Что касаемо государственной системы генетического учета в РФ, теоретические положения которой были разработаны еще в 90-х годах, ее практическую реализацию отсрочили на неопределенное время из-за отсутствия финансовых вложений. В течение нескольких последних лет экспертные отделения были оснащены автоматическими системами геномного анализа, что явилось предпосылкой для выполнения этой программы. Это вызвало необходимость создания нормативно-правовых актов для регулирования соответствующей деятельности. Первоначально был опубликован приказ МВД РФ № 70 от 10.02.2006г. «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов ОВД РФ», вводивший учет геномных данных, приобретенных из образцов биологических материалов – частиц ткани неопознанных трупов и следов, полученных с мест преступлений.

Вступивший в силу 01.01.2009г. Закон о геномной регистрации стал нормативно-правовой базой для усовершенствованного способа учета, применяемого в криминалистике. Благодаря этому стало возможным внесение ДНК-сведений в национальный банк данных.

Обзор закона о геномной регистрации

В исследуемом законе определены ключевые используемые положения, обозначены нормативная основа и задачи государственной геномной регистрации, виды и механизм ее осуществления.

Виды государственной геномной регистрации

Законом (ст.6) были введены два вида регистрации: добровольная и обязательная.

Добровольная регистрация граждан России, подданных других государств или лиц без гражданства, которые проживают или пребывают на территории России, выполняется на коммерческой основе по заявлению в письменной форме в организациях судмедэкспертизы, относящихся к национальной системе здравоохранения и реализующих свою практику вместе с отделениями ОВД РФ, компетентных в этом роде занятости. Добровольная регистрация лиц, не достигших совершеннолетия, а также лиц, объявленных в судебном порядке частично дееспособными или недееспособными, выполняется на основе заявления родных или приемных родителей, попечителей или опекунов. Прием образцов биоматериалов тоже совершается в их присутствии.

Обязательная геномная регистрация распространяется на следующий круг лиц:

1. Лица, которые были осуждены и отбывают наказание за преступления, расценивающиеся как тяжкие и особо тяжкие, в форме лишения свободы, а также за любое правонарушение, совершенное против половой неприкосновенности и свободы. В отличие от законов некоторых европейских государств (Швейцария, Австрия, Великобритания и др.) законодательство РФ не предусматривают внесение в хранилище данных образцов ДНК подозреваемых.

Лица, для которых является обязательным предоставление образцов ДНК, служат главными «снабженцами» геномных сведений Геномная регестрациядля баз ДНК-информации во всех государствах, владеющих похожими системами. К примеру, государственная база данных Великобритании содержит почти 5 миллионов генетических профилей преступников и только около 400 тысяч ДНК-профилей материалов, полученных на местах свершения преступлений.

Механизм функционирования идентификационной системы представляет собой сопоставление профиля ДНК, полученного при обследовании объекта (места преступления) с хранилищем сведений лиц, рассматриваемых как потенциальных преступников. Идентичность профиля с одним из хранящихся в базе генотипов предоставляет возможность выявить того, кто оставил биоматериал на месте преступления. Этот результат имеет огромное значение, когда отсутствуют другие сведения о причастности данного лица к расследуемому делу, и именно применение базы данных помогает следователям выявить преступника.

2. Лица, чья личность не установлена, биоматериал которых был получен в процессе проведения следственных действий. Цель изъятия таких следов – приобретение генетических сведений лиц, причастных к преступлению. Эти материалы применяют и тогда, когда нет совпадений ни с одним, хранящимся в базе генотипом. Если исследуемый ДНК-профиль, принадлежащий потенциальному субъекту преступлений, совпадает с профилем биоматериала, изъятого с места совершения преступления, тогда можно говорить о серийном характере преступлений.

3. Неопознанные трупы. В законе отсутствует определенность в отношении порядка и целей применения этой информации. Она сохраняется до установления личности, что подтверждает, что главной целью использования является идентификация трупов. Эти данные могут быть использованы и для других расследований, они позволяют проверить возможную причастность лица к совершению нераскрытого преступления. Таким образом, геномный профиль неопознанного трупа может использоваться не только для определения личности, но и для установления лица как преступника.

Порядок приобретения, сохранения и применения биологических материалов

Определение категорий лиц, которые подлежат к генетическому учету, является очень важной проблемой, имеющей криминалистическое и правовое значение. Еще одной основополагающей позицией является регламентация механизмов и критериев изъятия и удаления из хранилища профилей ДНК. Удаление профилей сопровождается удалением всех других данных, приобретенных в процессе исследования ДНК.

Приобретение, пользование, сохранение, удаление биоматериала и обработка ДНК-информации при исполнении регистрации обязаны не допускать вероятность их порчи, утраты и незаконного доступа к ним.

ЗаконЗаконом регламентированы сроки хранения генетических сведений. Таким образом, ДНК осужденных и отбывающих наказание лиц сохраняется в базе данных до определения факта их смерти либо до того момента, когда им могло бы исполниться сто лет (при неимении сведений о факте смерти).

Генетическая информация неустановленных лиц, полученная на местах происшествий, сохраняется на протяжении семидесяти лет с момента ее изъятия.

ДНК-сведения, приобретенные при обследовании неопознанных трупов, сохраняется до момента установления личности. Если личность установить не удается, то эти сведения уничтожается спустя семьдесят лет с момента ее приобретения.

Генетическая информация, приобретенная при добровольной регистрации, удаляется при наличии заявления в письменной форме лиц, прошедших регистрацию, а также других компетентных лиц.

В Законе нет указания на то, подлежит ли изъятию из государственной базы данных геномная информация лица, признанного невиновным. В законодательстве других государств это обстоятельство оговорено. Так, в Австрии, Швейцарии, Шотландии определено удаление ДНК-информации обвиняемых в случае их оправдания. Законодательство Великобритании допускает оставление генетических сведений в базе на неограниченных срок и осужденных, и подозреваемых, признанных невиновными.

В законодательствах зарубежных стран регламентируется не только порядок изъятия генетической информации из хранилища данных, но и порядок изъятия образцов биологических материалов. Здесь законодательства разных государств имеют отличия. Так, в Австрии и Великобритании образцы сохраняются неограниченное время, в Швейцарии и Финляндии — время, в течение которого сохраняется профиль ДНК, в Бельгии, Германии и Норвегии – биологические образцы уничтожаются сразу после получения ДНК профилей. Законодательство РФ не регламентирует аспекты и критерии изъятия из хранилища ДНК биологических следов. Есть только указание на то, что правила их уничтожения утверждаются в порядке, установленным Правительством РФ.

Еще один вопрос, не нашедший отображение в федеральном законе, это вопрос о порядке взятия образцов у подлежащих обязательной геномной регистрации лиц. В практике зарубежных государств встречаются различные механизмы получения ДНК-образцов. Они могут следовать поэтапно. Например, осужденному могут предложить добровольное предоставление образца. Если он отказался, используется другой механизм – получение судебного или полицейского ордера на принудительное взятие образца. Также могут следовать физическое принуждение предоставить образец, осуждение, получение его с предмета, имеющего клеточный образец лица.

Использовать геномные сведения, содержащиеся в хранилище данных, имеют право органы дознания и предварительного расследования, ОРД и суды.

Применение геномных сведений заграничными службами и организациями возможно, если это прописано в международных соглашениях РФ.

По окончании периода хранения генетических данных они удаляются тем же государственным органом исполнительной власти, который осуществлял ее хранение.

Контроль и надзор за исполнением закона

Согласно Закону о геномной регистрации, надзор за его реализацией выполняется Генеральным прокурором и другими прокурорами, находящимися в его подчинении.

Контроль над работой организаций, регистрирующих генетические сведения, исполняется федеральными органами власти и Писатьорганами власти субъектов России в пределах своих полномочий. Неправомерные действия компетентных лиц можно оспорить в судебном порядке.

Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы и их компетентные лица. Механизм проведения ведомственного контроля регулируется соответствующими законодательными актами.

На сегодняшний день не существует конкретных нормативных регламентаций по всем существующим позициям. Это, определенно, одно из уязвимых мест нормативной базы генетической регистрации. Исследуемый закон содержит только фундаментальные, базовые положения, для реализации которых потребуется издание других нормативно-правовых актов.

Финансирование этой процедуры происходит из доходов федерального бюджета.

Биологические следы исследуют в ДНК-лабораториях, которые находятся в ведомстве правоохранительного органа, выполняющего следственную деятельность. Если в регионе отсутствуют специализированные лаборатории, то ДНК-анализ производится в лабораториях, расположенных в соседних областях. На сегодняшний день функционируют оборудованные генетические лаборатории при отделениях полиции в 49 регионах России. Тверская, Псковская, Брянская области – еще не имеют своих лабораторий, поэтому следователям этих областей есть необходимость обращаться за помощью в ближайшие лаборатории. Проведение одного исследования занимает приблизительно две недели. Если биологические материалы отправляются в другие регионы, то и время ожидания существенно увеличивается.