На протяжении многих столетий ведется спор о том, определяются ли генетикой все способности человека, его физические умения, социальные и личностные особенности. Или же они являются результатом воздействия окружающей его среды, воспитания и образования.
Совершенно очевидно стало сейчас, что оба эти аспекта равносильно важны в развитии. Они оба имеют важное значение. Потенциал человека с генетической точки зрения является шаблоном с множеством особенностей, присущих только ему. Они могут проявляться, к примеру, в многообразии отпечатков пальцев. Бесконечно разнообразное количество «мотивов» интеллекта и характера можно сыграть на этом огромном «инструменте». Но на это влияет уже окружающая среда.
Следующие примеры лишь доказывают это: Ребенок, выросший, в Англии будет отлично говорить по-английски. Тот же ребенок среди китайцев будет уверенно говорить по-китайски. К обучению языку генетика не имеет никакого отношения. Выходя за рамки просто языка и окружая ребенка математикой, музыкой, искусством, физической культурой, он с легкостью осваивает эти предметы. В случае же изоляции, он вряд ли сможет хотя бы отдаленно понимать, о чем идет речь. Генетический потенциал не сможет уловить разницу.
Детей, вскармливаемых как борцов сумо, ждет телосложение сумоиста. Лишенные нормального питания дети и выглядят «неважно» и все органы их ограничены в развитии, особенно мозг. Генетика тут тоже ни при чем.
Если внушить ребенку что наркотики — это хорошо, он начнет гробить себя. Вложив в него азы здорового образа жизни, начнется процесс самосовершенствования.
Конечно, генетический код заложен в каждом. Цвет и форма глаз, структура и цвет волос, физические характеристики и сам мозг уникальны. Но качества характера определяются тем, что делают с этими задатками и как используют их. Часто можно услышать аргументы, что все дети очень разные и поэтому родители очень мало могут повлиять на их развитие, темперамент и интеллект. Полагают, что основной биологический и психологический фундамент уже прочно заложен в них. Такие доводы безосновательны и отрицают их ответственность за формирование нового, любопытного и уникального интеллекта в их детях. Что могут сделать родители: Воспитывать! Имеет огромное значение все положительное, что делается для ребенка. Они являются источником хорошего влияния на жизнь своих детей. Важна полная отдача, когда дети совсем маленькие. Очень значимо отношение к ребенку с любовью.
Следует почаще вспоминать самих себя и то, какую роль играли случаи и влияние со стороны людей, менявшее всю жизнь. Любой может вспомнить хотя бы одного человека в своей жизни, который действовал положительно по отношению к нему, проводил много времени с ним и дал что-то очень важное.