О том, что подвижные игры в детском саду стимулируют физическое и психическое развитие ребенка, знают все. Игровые ситуации дети разных лет воспринимают с особым азартом, для них все новое будто праздник. А для родителей эти забавы – отличное средство направить энергию в мирное русло и порадовать свое солнышко.
Развлечения любят все. Двигательная активность является катализатором социальных навыков, помогающих дошкольнику 5-6 лет во взрослой жизни привыкнуть к культуре общества. Не все знают, что веселые развивающие игры имеют древнюю историю. В культуре детей издревле приучали к совместным играм, поощряли физическое развитие.
Они сопровождали скучные вечера и большой праздник, как фрукты украшают богатый стол. Учитывая те нравственные аспекты, которые были заложены предками в основу детских подвижных забав, стоит понимать, что такой вид досуга – не просто развлечение, а план оздоровления организма и укрепления здоровья.
Несмотря на то, что у дошкольника 5-6 лет уже хорошо развито мышление и внимание, он все же остается ребенком, физическая активность которого должна удовлетворяться не в меньшей мере, нежели познавательные потребности.
- Воспитатели часто в группе демонстрируют знания и умения в организации подвижных игр, в каждой группе существует картотека подвижных игр для детей определенных лет, план их проведения и подробное описание содержания.
- Если родителями будет принята попытка разнообразить с их помощью семейный досуг и обогатить развлечения, ребенок будет очень благодарен. Развивающие подвижные игры смогут сделать ярче как праздник, так и обычный день в кругу близких. Чего можно достичь, используя подвижные игры для дошкольников?
- Указанный вид досуга оказывает важнейшее влияние на развитие основных, жизненно важных движений: бега, прыжков и ходьбы. Игровые упражнения влияют на физическое развитие, координацию движений, способствуют совершенствованию внимания и сообразительности.
- Правильная организация подвижных игр, учитывающих особенности темперамента и возраста детей, способствует эмоциональному развитию дошкольника.
Подвижные игры в детском саду
На физическое развитие огромное влияние оказывают подвижные игры с мячом, описание которых найти не сложно. Он напоминает детям любимые фрукты – яблоко, апельсин и солнышко. Такие развлечения хороши тем, что в ненастную погоду их можно провести в помещении, обогатив детский праздник и добавив физической активности мероприятию.
Интересно то, что детский атрибут для игр в древности являлся показателем роскоши, символизировал солнышко. Игры с мячом любят все шалунишки 5-6 лет и более младшей группы. В подготовительной группе особой популярностью пользуются следующие игры, которые развивают координацию и внимание:
- Перехвати мяч;
- Поймай зайчика.
Особенности проведения первой игры требуют наличия свободного пространства, поэтому лучше развлекаться не в помещении, лучше, если дети выйдут на солнышко. Из оборудования стоит запастись большим мячом. Организация и описание игры просты: участники образуют круг. С помощью считалки или какого-то другого способа выбирается участник, который отправляется в центр.
Находящиеся в кругу игроки занимаются метанием мяча, а человек в центре старается поймать интересующий его объект. Активность «водящего» поощряется: он покидает свое место и отправляется на место того, кто «проворонил» мяч.
Игроки, стоящие в кругу, не должны покидать своих мест, а водящий не имеет право близко подходить к другим участникам. Эта игра может использоваться и в младшей группе, она вносит разнообразие в план работы педагога с детьми 4, 5 лет.
Участниками второго развлечения становятся дети вместе с родителями или воспитателем и маленькая игрушка-зайчик (воспитатели младшей группы, где есть дети 4-5 лет, могут взять ее на вооружение) и образуют солнышко. План водящего – быстрее отыскать и «перехватить» игрушку, которую другие игроки передают за спиной. Игрок в центре круга имеет право просить показывать руки.
Организация этой игры может предполагать возможность участников запятнать водящего (то есть дотронуться до него игрушкой). Игрок в центре должен быть хитрее, он должен не занимать физической активности, ведь от него требуется повышенное внимание, чтобы не остаться надолго в кругу (описание гласит, что запятнав обидчика, водящий имеет право выйти из круга).
Подвижные игры для детей

Врачи отмечают, что подвижные игры для детей в возрасте 4-6 лет играют важную роль в их физическом и психическом развитии. Такие игры способствуют улучшению координации, гибкости и силы, что особенно важно в этот период активного роста. Кроме того, они помогают развивать социальные навыки, такие как сотрудничество и командный дух, что является неотъемлемой частью общения в детском возрасте.
Специалисты подчеркивают, что игры с определенными целями, например, ловля мяча или эстафеты, не только увлекают детей, но и формируют у них чувство ответственности и целеустремленности. Важно, чтобы родители и воспитатели создавали безопасные условия для таких игр, обеспечивая разнообразие и интересные задания. Это поможет детям не только укрепить здоровье, но и развивать креативность и мышление.

Перенеси предметы
Эта игра не только развивает внимание, но и тренирует умение слушать команду взрослых. Если детей немного, можно постараться провести состязание в помещении. На расстоянии нескольких метров взрослые чертят несколько кругов. Организация игры такова: один круг занимается предметами (фрукты, посуда), а другой остается свободным.
Ребенок (или команда, если важен соревновательный момент) по очереди переносит предметы как можно быстрее, демонстрируя физическое превосходство. Внимание требуется и от воспитателя: он или родители следят, кто из участников быстрее и аккуратнее справился с заданием. Победитель получает солнышко. Описание игры позволяет включить ее в любой праздник как универсальное развивающее средство от скуки.
Медведь и пчелы
Веселые озорники 5-6 лет в восторге от игры «Медведь и пчелы», ведь она развивает внимание. Особенности проведения подвижной забавы предполагают наличия не менее 4 участников в помещении или на улице, которые делятся на 2 группы: одни дети перевоплощаются в пчел, а другие в медведей. Пчелы занимают места в импровизированных ульях (На скамейках).
Пчелы улетают, пока светит солнышко, а медвежата залезают в улья, чтобы попробовать мед. Возвратившиеся пчелы должны быстрее ужалить не прошенных гостей. Этот опыт может использоваться в младшей группе, ведь дети в 4 года могут понять правила. Данную игру можно показать на утренник, сделав праздник интересней.
Игры для детей 4, 5 и 6 лет с подвижными элементами становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие игры не только развлекают, но и способствуют физическому развитию малышей. Родители подчеркивают, что активные игры помогают детям развивать координацию, ловкость и силу, а также учат работать в команде и следовать правилам. Педагоги отмечают, что подвижные игры с целями могут быть отличным способом для обучения основам спортивной активности и здорового образа жизни. Кроме того, такие занятия способствуют улучшению настроения и снятию стресса у детей. В целом, мнения о подвижных играх для малышей положительные, и многие родители стремятся включать их в повседневную жизнь своих детей.
Огородники
Подвижные игры не обходятся без такого упражнения, как «Огородники». Дети подготовительной группы, которым исполнилось 5 или 6 лет, строятся в несколько колонн. У первых игроков в руках кружочки из картона (имитация лунок), у вторых – ведерки с камешками. Третьи в колонне держат ведра с песком, четвертые – лейки, пятые участники мероприятия стоят с пустыми ведрами, шестые не держат ничего.
План проведения: по сигналу руководящего (все внимание на него) первые игроки в колоннах бегут к обозначенной линии и раскладывают шаблоны-лунки, быстро возвращаются, дотрагиваются до вторых участников. Те кладут в каждую лунку (на картон) камешек-картофель и возвращаются к команде, дотронувшись до третьих участников.
Они удобряют посадку песком и передают эстафету четвертым членам команды. Четвертые совершают полив, а пятые игроки собирают «урожай» в пустые ведра. Шестые участники собирают кружки. Команды строятся.
Бег в мешке
Особенно любимы детьми подвижные игры с прыжками – активность детей удовлетворяется с помощью указанных движений, внимание полностью переключено на ход состязаний. Все мы знаем соревнование, победу в котором одерживает тот, кто быстрее допрыгает в мешке до финиша. Вариацией этой забавы является «Бег в мешке». Суть понятна: победит тот, участник, который первым прибежит до финиша (можно включить в спортивный праздник).
Любой праздник сделает ярче игра «Лучший друг», организация которой не требует сложного инвентаря – понадобится одно средство – мел. План проведения: дети в 5-6 лет охотно участвуют в таком мероприятии, ребенок и в 4 года (младшей возрастной группы) способен понять правила.
В центре площадки рисуется круг, а также эта фигура наносится в количестве, равном числу команд. Дети образуют круг и, не разрывая рук, пытаются быстрее занять центральную фигуру, на которой в особенности сосредоточено внимание игроков (может украсить детский праздник).
Лиса
Эта игра с успехом проводится и в помещении (группе, классе), и на свежем воздухе. Описание и особенности проведения таковы: воспитатель (или другой взрослый, если игра проводится родителями) предлагает стоящим в кругу детям закрыть глаза и дотрагивается до 1 игрока. Который станет лисой. Хитрая лисичка не должна себя ничем выдать, когда участники станут спрашивать: «Где ты, хитрая лиса?».
- После 3 вопросов хитрая плутовка выходит в центр, говорит «Вот я» и начинает всех ловить. Отводит в нору тех, кого догнала. Рекомендация: объяснить детям, что лиса обнаруживает себя только после трех восклицаний (будет уместна, если включить ее в осенний праздник).
- Какие подвижные игры на прогулке могут увлечь ребенка, дав ему возможность потратить неуемную энергию с пользой? Воспитатели и опытные родители советуют вспомнить игру «Мыши» – средство активизации внимания номер один. Дети-мыши рассаживаются на скамейке в классе/группе или другом помещении.
- На противоположной стороне закрепляется веревка (дети должны свободно пролезать под нее, поэтому лучше повесить ее выше). Правильная организация досуга предусматривает наличие импровизированного домика для сторожа (подойдет стул). Сторож кошка спит, а мыши бегают из нор в кладовую (мимо веревки). Мыши должны не пропустить момент, когда кошка проснется (они сразу убегают в норку).
Эту игру можно повторять до 5 раз (мыши не должны устать, а кошка может меняться, если мыши очень проворные). В зависимости от погодных условий отдельные забавы могут успешно использоваться в помещении: грамотная организация досуга позволяет воспитателю довольствоваться имеющимся пространством.
Игры на улице

Вопрос-ответ
Какие подвижные игры подходят для детей 4-6 лет?
Для детей 4-6 лет отлично подойдут игры, которые развивают координацию, ловкость и командный дух. Например, “Салки”, “Прятки”, “Эстафеты” с мячом или “Перетягивание каната”. Эти игры не только активизируют физическую активность, но и способствуют развитию социальных навыков.
Каковы основные цели подвижных игр для детей этого возраста?
Основные цели подвижных игр для детей 4-6 лет включают развитие физической активности, улучшение координации движений, формирование командного духа и навыков общения. Также такие игры помогают детям научиться следовать правилам и развивать стратегическое мышление.
Как организовать подвижные игры на улице для маленьких детей?
Для организации подвижных игр на улице важно выбрать безопасное и просторное место. Подготовьте необходимые материалы, такие как мячи, конусы или скакалки. Объясните правила игры простым и понятным языком, чтобы дети могли легко их усвоить. Не забудьте следить за безопасностью и поддерживать позитивную атмосферу во время игр.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте игры, которые развивают координацию и моторику. Например, такие как “Салки” или “Ловишки”, где детям нужно быстро двигаться, менять направление и ловить друг друга. Это поможет улучшить их физическую форму и координацию движений.
СОВЕТ №2
Включайте элементы обучения в подвижные игры. Например, можно использовать игры с мячом, где дети должны назвать цвет или форму предмета, прежде чем бросить мяч. Это сделает игру не только веселой, но и познавательной.
СОВЕТ №3
Создавайте командные игры, чтобы развивать навыки сотрудничества и общения. Игры, такие как “Эстафета” или “Перетягивание каната”, помогут детям научиться работать в команде и развивать социальные навыки.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности. Убедитесь, что игровая площадка безопасна, а пространство для игр достаточно большое, чтобы избежать травм. Также следите за тем, чтобы дети были одеты в удобную и подходящую одежду для активных игр.

