Слухизрениеданычеловекуприродойссамогорождения, нонекоторыенавыкииумениятребуютразвитияипрактики. Впроцессепознаванияречиошибкиестественны, ноеслималышсовременемтакиненаучилсяговоритьправильно– естьповодзабитьтревогу. Дизартрия– заболеваниеневрологическогохарактера, обусловленнаянарушениемфункцийречевогоаппарата.
Лечение дизартрии в домашних условиях
Симптоматикадизартрии
Болезньимеетсложнуюклассификацию. Врачивыделяюттриэтапаразвитиязаболевания, носимптомыдлянихедины:
- неспособностьребенкачеткоиправильнопроговариватьслова;
- проглатываниеикаверканьеслогов;
- затруднениеречивцелом;
- закрепощениелицевыхмышц;
- нарушеннаямимика;
- изменениетональностиголосавпроцессевоспроизведенияречи;
- затрудненнаямоторикапальцевикистей;
- неспособностьпользоватьсяэлементарнымипредметами— ложкой, ручкойит. д.;
- ребенокиспытываетсложностивобычныхманипуляциях( завязываниешнурков, застегиваниеодежныхмолнийипуговиц).
Симптоматика дизартрии
Мнение врача:
Лечение дизартрии в домашних условиях требует комплексного подхода и терпения. Врачи рекомендуют использовать специальные упражнения для развития речи, а также проводить регулярные занятия с логопедом. Важно создать поддерживающую атмосферу в семье, где ребенок с дизартрией будет чувствовать себя комфортно и поддержанно. Также важно следить за питанием и общим здоровьем, поскольку физическое состояние оказывает влияние на развитие речи. Необходимо помнить, что каждый случай дизартрии уникален, поэтому важно обсуждать все методы лечения с квалифицированным специалистом.
Причиныразвития
Дизартрия– болезньнервнойсистемы. Поэтомупервопричиныквозникновениюзаболеваниячащевсегокроютсявовнутриутробномразвитииплода:
- гипоксияплода;
- сложнаябеременность;
- трудныеизатяжныероды, атакжепослеродовыеосложнения, илислишкомстремительные;
- тяжелыеинфекционныезаболевания, перенесенныематерьювовремябеременности;
- врожденныепатологииЦНС;
- пораженияголовногомозгаприподахиливпроцессеразвитияплода.
Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода
Однакодисфункцияречевогоаппаратамогутбытьсвязанаисинфекционнымизаболеваниями, перенесеннымиребенком, атакжеспсихологическимитравмами.
Лечениевдомашнихусловиях
Дизартрияизлечиваетсяцелымкомплексоммероприятий, направленныхнавосполнениеворганизмевитаминов, минеральныхвеществ, атакженаукреплениелицевыхмышциразвитиеречи.
Массаж
Процедурамассапризванавернутьтонусиуменьшитьатрофиямышц, отвечающихзаречевыефункции. Продолжительностьмассажадолжнасоставлятьнеменее15— 20минутежевечерне.
Основныеприемымассажалица:
- пощипывание;
- поглаживание;
- прикусываниезубамисвнутреннейстороны;
- массажнебабольшимпальцем;
- массированиегубпальцами.
Основные приемы массажа лица
Вседвиженияосуществляютсянагубах, щеках, подбородкеинижнейчелюстивразныхнаправлениях: поипротивчасовойстрелки, вверх— вниз, вправо— влево.
Массажможнопроводитьпередзеркалом, поставивребенкакнемулицомивставунегозаспиной. Важнопроговариватьвсесвоидействия( можносвестимассажклегкойигре). Апослепопроситьмалышаповторитьвсесамому. Полезнымбудетприучитьребенкасамостоятельноделатьлегкиемассированиялицевыхмышцкаждоеутрововремяумывания.
Специальнаягимнастикалицевыхмышц
Дляодногоизупражненийпонадобитсязеркало. Какивовремямассажанужновстатьзаспинойумалыша, лицомкзеркалу, и, медленнопроговариваяпростыеслова, попроситьребенкасмотретьнаположениемвашихгубвзеркале. Затеммалышсамдолженпроизнестиэтослово, смотряуженасвоеотражение. Вовремяупражненияможнозаучиватьнеслишкомтрудныедетскиестихи, этобудетразвиватьпамятьребенка. Ужевыученныестихиследуетпериодическиповторять– этопоможетребенкузакрепитьуясненныенавыки. Упражнениеможетдаватьсяструдом, таккакзвукадовольнодольноподдаютсязаучиванию.
Насчет« раз» ребенокоткрываетротиудерживаетеговтакомположениидосчета« пять». С« шести» до« десяти» ротдолженбытьзакрыт. Снованачинаетсяотсчет, ималышунужнопятьсекунддержатьротполуоткрытым, анаследующиепятьсекунд– опятьзакрыть. Такповторитьдесятьраз.
[block id=”1″]
Ссилойнадуватьисдуватьщекиоколо30секунд. Чтобыребенкубылоинтереснейможнонадуватьразноцветныйвоздушныйшарик. Втянутьщекивовнутрь. Задержатьположениена10— 15секунд.
Попроситьмалышашироко« зевнуть», максимальнооткрываярот. Сделатьпаузуиещеразповторить. Поочереднооткрыватьизакрыватьрот, цокаяязыкомиприщелкиваязубами.
Упражнениядлягуб
- Вытянувгубывпередтрубочкой, ребеноквтечение20— 25секунддолженпроизноситьбукву« у» илислог« ту», имитируязвукипаровоза, иливыдуватьмыльныепузыри.
- Попроситьребенкапоказатьоскалзлойсобакиипорычать.
- Непоказываязубы, растянутьгубынаподобиеулыбки, изадержатьмышцылицавфиксированномположениина15— 20секунд. Изобразитьвоздушныйпоцелуй.
- Чередоватьвтечениеминутытретьеичетвертоеупражнение.
- Поигратьсребенкомвигру. Выназываетживотное, амалышдолженпоказатьхарактерныйдлянегозвук. Например, кошка– « мяу», корова— « муу». Есликакие— тозвукиребенкунеизвестны, тоследуетихподсказать. Помиможивотныхможноимитироватьзвукимашин, илипрофессий( кучер— « тпру»).
Гимнастикаязыка
Следующиеупражнениявыполняютсяпо20— 30секунд.
- Открытьротикакможнодальшевысунутьязык.
- Попытатьсядотянутьсяязыкомдокончиканоса( безпомощирук).
- Неразмыкаягуб, попеременнотолкатьязыкомизнутритоодну, тодругующеку. Щекинераздувать!
- Неоткрываяртаобвестиязыкомзубысобеихсторон, внутреннююсторонущекиверхнеенебо.
- Попроситьребенкагромкопоцокатьязыком. Привыполненииупражненияпотприоткрыть, положениечелюстейнеизменно. Ротзакрыт. Уперетьсложенныйтрубочкойязыквпередниерезцы, приоткрытьротивысунутьязык. Повторить.
Общиеупражнения
Попроситьребенкаприкуситьзубаминосовойплаток. Взрослыебезизлишнейсилыдолжентянутьплатокнасебя, аребенок— удерживатьворту. Упражнениеможночередоватьвдругимиизгимнастическогокурса.
Аналогичнопредыдущемуупражнениювыполняетсяследующее, тольковместоплаткабереткаледенецнапалочке( чупа— чупс). Смыслупражнениявтом, чтопомерерассасыванияконфеткиудерживатьеговортубудетвсесложнее.
Крометогообычныеледенцытожемогутбытьполезны, еслиперекатыватьихвортуприпомощиязыка.
Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка
Любимымвареньемребенкапоочередимазатьгубы, уголкирта, весьротцеликомипроситьмалышаоблизнутьлакомство.
Вовремямассажаиупражненийребенкудолжнобытьудобноикомфортно. Нестоитповышатьголос, еслиемучто— тосложновыполнить. Частодетирасстраиваются, когдаимчто— тонеудается. Вэтомслучаеродителидолжныпомочьизаинтересоватьмалыша.
Лечебныеупражнениянужнопроводить2— 3разавдень. Однако, еслиребенокплохосебячувствует, унегоболитживотилиголова, обнаружиласьпростуда– занятиянепроводятся.
Опыт других людей
Люди, столкнувшиеся с дизартрией, делятся положительными отзывами о лечении в домашних условиях. Они отмечают, что регулярные занятия специальными упражнениями помогают улучшить произношение и общую речевую плавность. Благодаря домашним занятиям люди с дизартрией постепенно улучшают свои коммуникативные навыки и чувствуют себя более уверенно в общении. Важно помнить, что для достижения результатов необходима систематичность и терпение.
Развитиемоторики
Педиатрамидоказано, чтовраннемвозрастефункцииречевогоаппарататесносвязанысмоторикойпальцев.
Дляразвитиямоторикиполезнособиратьпаззлы, конструкторы, кубики. Известнаявсеммозаика— ещеоднохорошеесредство.
Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики
Ссыпатьвмискуразноцветныепуговицыилистеклянныешарики, перемешатьипопроситьребенкаразложитьихнастолевкучкипоразмеру( маленькие, средние, большие) илипоцветам. Предметынедолжныбытьслишкоммелкими, поэтомугорошиныималенькиебусинынеподойдут.
Регулярнодаватьребенкулепитьизпластилинаилиглины. Особоевниманиеследуетуделятьсложнымпредметам, требующимизготовлениямногихдеталей( домикиизбревен, цветыслистиками( ромашка), различныезверята).
Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины
Взятьбольшуюуглуидлиннуюниткуипредложитьребенкунанизатьбусинынанить, длядетейболеемладшеговозрастаможнопредложитьтакойвариант– собратьнашнурокмакаронысбольшимотверстием.
Рассыпатьнастолекоробокспичекипопроситьребенкасложитьизнихкакой— нибудьрисунок, фигурыилибуквыалфавита. Можнопроговариватьполученныекартинки.
Длявыполненияэтогоупражненияпонадобитсябольшоеколичествомелкихпредметов, которыенужнопоставитьвмискепередмалышомипопроситьегопоочередноправойилевойрукойвыкладыватьвещинастол.
Заготовитьдвалисткаиодинаковымнаборомопорныхточекдляидентичныхфигур. Наодномлисткеточкисоединитьииспользоватькакобразец, анавторомпопроситьребенкасделатьтожесамое.
Нарисоватьдлямалышаналистебумагиразличныефигурыипопроситьзакраситьихразличнымиспособамиицветами. Например, круг– красный, квадрат– заштрихованный.
Полезнымисвойствамиобладаютиобычныераскрашиванияспециальныхзаготовок( раскрашек).
Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек)
Хорошийэффектвразвитиимоторикидаетрисованиепоготовымтрафаретам.
Положитьвнепрозрачныйтканевыймешокразличныепредметы, предложивребенкуневытаскиваявещьоттуда, наощупьопознатьпредметизмешка.
Вырезатьизкартонабуквуалфавитаиразрезавееначасти, попроситьребенкасобратьвсевизначальноеположениеиназватьбукву. Заданиеможноусложнить, еслиизразличныхцветовкартонавырезатьнесколькобуквиперемешатьчастимеждусобой. Важнонемельчить– буквыдолжныбытьсреднегоразмераиобязательнопечатные.
Гимнастикадляпальцеви
Выполняетсясначаланаправойруке, затемналевой.
- Аккуратныерастиранияладошкистыльнойивнутреннейстороны.
- Разминаниепальчиков, чередующеесясихпоглаживанием.
- Нежноемассированиекаждогопальцапокругу.
- Выполнениеприсказкипро« сороку— белобоку».
- Воронкообразныедвижениябольшогопальцапокругу, азатемвверхивниз.
- Сжиманиевкулаквсехпальчиковсразуиодновременноераспрямлениекулака.
- Круговыедвижениякистисзапястномсуставе.
- Растираниеимассажкаждойфалангивсехпальцев, включаямежпальцевоепространство.
- Соединениеидентичныхпальцевналадонях– мизинецправойрукиприслонитьподушечкойкмизинцулевойит. д. Упражнениепроводить, держарукунавесу.
Видео– пальчиковаягимнастика
Геометриянапальцах
Существуетмножествофигур, которыеможнопоказатьнапальцах. Например, можнопопроситьпоказатьребенкадомик( илишалаш), лодку, стул, зайчикаиликозу, очки.
Нарушенияфункцийречевогоаппарата, вовремяисправленныевдетстве, неоказываютвлияниянапоследующуювзрослуюжизнь. Нодизартриясамапосебенеизлечивается, частокурслечениятребуетвыдержкиитерпенияпреждевсегоотродителей. Оченьважнонедопуститьуребенкаразвитиякомплексовинедатьемувтакназываемыйязыкжестов. Общениевсемьеиоссверстникамииграетнемаловажнуюрольвпреодоленииречевыхбарьеров.
Видео– Коррекцияпроизношенияпридизартрии
Частые вопросы
Какие препараты назначают при дизартрии?
Медикаменты при дизартрии назначаются для улучшения питания тканей нервной системы. Обычно это препараты, повышающие кровоснабжение мозга (пирацетам, ноотропил, фенибут), а также витамины группы В (магне В6). При гипертонусе могут быть назначены успокоительные средства (персен, тенотен).
Как можно вылечить дизартрию?
артикуляционную гимнастику,логопедический массаж,лечебную физкультуру,расслабляющие ванны,дыхательную гимнастику,методы обучения правильному звукопроизношению,коррекцию выразительности речи,восстановление навыков чтения, письма.
Можно ли избавиться от дизартрии?
Вовремя обнаруженная дизартрия хорошо поддается лечению. Руководствуясь выбранной методикой, логопед проводит специальные занятия на развитие артикуляции, правильного дыхания, постановки речи и ее выразительности.
Как невролог лечит дизартрию?
Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, выполняя упражнения для развития мышц рта и языка. Это поможет улучшить произношение звуков и улучшить понимание речи.
СОВЕТ №2
Используйте специальные техники дыхания и речи для улучшения артикуляции и интонации. Например, можно практиковать медленное и четкое произношение слов, контролируя дыхание.
СОВЕТ №3
Изучите методики логопедических упражнений, которые можно выполнять дома. Это могут быть игры, упражнения на развитие слухового восприятия и другие специальные задания, направленные на улучшение речи.