Подвижные игры для детей дошкольного возраста такая же насущная необходимость, как и прогулки на свежем воздухе, правильное питание или полноценный сон. Физическая активность ребенка с самого рождения необходима для его здоровья и развития, в том числе интеллектуального.
Задачи подвижных игр обусловлены именно этой возможностью сочетать в себе развитие необходимых физических навыков и качеств, внимания, способности к концентрации, логического мышления и т.п. Кроме того, это просто хорошее веселое и полезное времяпровождение для детей на день рождения, часть любой эстафеты в праздник, занятие на перемене.
На разных возрастных этапах физические занятия для детей также различны, как различны и цели, на них решаемые. Если дети до 2 -3 лет постепенно осваивают основы сложных движений, бег, прыжки, родители могут заниматься с ними оздоровительной гимнастикой, то после 3 лет ребенок готов осваивать коллективные игры. Его физические и интеллектуальные возможности расширились, он стремиться к играм со сверстниками, но осваивать их может пока только под руководством взрослых.
Подвижные игры для детей 3-4 лет решают под руководством взрослых несколько возрастных задач и целей:
- Ребенок осваивает и закрепляет основы физической культуры, необходимые движения – бег, прыжки, бросать и ловить мяч и т.д.
- Учиться понимать описание действий, соблюдать правила, взаимодействовать со сверстниками.
- В игре воспитываются определенные морально-волевые качества – умение достигать поставленных целей, концентрировать внимание и т.п.
- Накапливают опыт совместных занятий.
Перед взрослыми стоит цель научить их различным групповым упражнениям и забавам на улице, на свежем воздухе или в помещении, так как дети в этом возрасте ещё не могут придумать их сами. Задача взрослых следить за тем, чтобы дети поняли основы взаимодействия и соблюдали правила игр, на занятии правильно чередовались физические упражнения и периоды отдыха. Каждый день часы организованных игр должны сменять часы свободной двигательной активности детей.
Существуют разные варианты подвижных игр:
- В зависимости от того, на какие движения и качества в них делается упор: с мячом, с прыжками, бегом.
- В зависимости от цели и задач они могут быть дидактические (обучающие), творческие, развлекательные и т.п.
- В зависимости от места проведения – уличные, которые можно проводить только на улице, на свежем воздухе, подвижные игры в помещении и смешанные.
Они могут проводиться, как часть обучающего занятия по физической культуре, просто на прогулке, как составная часть эстафеты или детского праздника, например, на день рождения.
Особенно активно осваивают дети подвижные игры в детском саду под руководством воспитателей. Подвижные игры для детей 3,4,5 лет на улице и в помещении будут интересны и для учеников начальной школы, которые охотно будут играть в них на перемене, день рождении, в спортивной эстафете.
В детских садах и начальной школе ведется картотека подвижных игр, где дается их описание и правила, перечисление необходимой подготовительной работы.
Подвижные игры дома могут включать больше подготовительной работы по созданию необходимого антуража, например, создание хитрой полосы препятствий, или подбор музыки или стихов, для проведения танцев. Они обязательно включаются в сценарий любого детского праздника, например, день рождения.
Также они требуют более вдумчиво подбирать движения и правила, чтобы обеспечить безопасность детей. Например, эстафету с подвижными играми дома проводить небезопасно, так как вряд ли в комнатах ля этого будет достаточно места.
Подвижные игры для детей

Хромая лиса
Задачи подвижных игр прежде всего в развитии полезных навыков и качеств, но иногда их цель просто дать возможности детям сбросить накопившееся физическое напряжение, отдохнуть от занятий. Такие подвижные игры на переменах имеют понятные правила и просты по организации проведения. Пример – «Хромая лиса».
Её можно проводить как на улице, на прогулке, так и в просторном помещении. Для организации требуется только провести большой круг и объяснить правила, согласно которым нужно выбрать водящего. Все остальные дети находятся в круге, а водящий «хромая лиса» вне его.
По команде взрослого дети бегают у внутренней границы начерченного круга, а хитрая «хромая лиса», прыгая на одной ножке вдоль внешней черты, должна задеть их рукой. Отмеченный меняется ролями с водящим. Детям нельзя покидать круг, а водящему бегать или ходить. Он должен только прыгать.
Такие подвижные игры с прыжками это очень хорошее и веселое упражнение, цель которого закрепить сложный для малышей физический навык.
Врачи единодушно подчеркивают важность подвижных игр для детей в возрасте 3-5 лет. В этом возрасте физическая активность играет ключевую роль в развитии моторики, координации и общего здоровья ребенка. Игры, такие как “Салки”, “Прятки” или “Эстафеты”, способствуют не только укреплению мышц, но и развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде и следовать правилам.
Кроме того, подвижные игры помогают детям справляться с избыточной энергией, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. Врачи отмечают, что регулярные физические нагрузки могут снизить риск развития ожирения и других заболеваний в будущем. Таким образом, активные игры становятся не только источником радости, но и важным элементом здорового образа жизни.

Игры с мячом
Подвижные игры с мячом нравятся детям и очень легки в проведении. Достаточно бросать и ловить мяч под ритмичную музыку или стихи. Они обязательно включаются в сценарий эстафеты или день рождения на свежем воздухе. Для малышей ловить мяч довольно сложный навык, которым они хорошо овладевают только к 4 -5 годам.
Помочь им в этом цель таких веселых упражнений. Когда в 5-6 лет дети в основе уже овладеют им, правила можно усложнить и добавить как цель развитие логического мышления, когда ловить мяч нужно уже не всегда, а только при выполнении определенного правила. Например, «Верю – не верю».
Найди свой цвет
Подвижные игры в детском саду очень часто решают и дидактические задачи. Например, цели игры «Найди свой цвет» закрепить у дошкольников знания названия цвета и развить внимание. Проведение её требует заранее подготовить флажки разных цветов. Проводить её можно и на свежем воздухе, и в помещении. Существует два сценария игры с немного разными правилами.
- В противоположных углах площадки воспитатель младшей группы ставит по флажку разных цветов. Такие же разные флажки выдаются детям, которые гуляют по площадке. По команде «Найди свой цвет!», дети с одинаковыми флажками собираются в том углу, где стоит флажок соответствующего цвета. Выигрывают те, кто собрались первыми.
- В этом варианте всем детям выдаются флажки одного из двух цветов. По команде «Найди пару», нужно найти второго малыша с флажком того же цвета и стать с ним в пару. Количество участников должно быть нечетным, тот кто остался без пары – проиграл.
Эта игра может стать частью сценария день рождения. Просто на день рождения флажки можно сделать для пар с забавными парными картинками.
Подвижные игры для детей 3-5 лет вызывают множество положительных откликов у родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие игры способствуют не только физическому развитию, но и формированию социальных навыков. Дети учатся работать в команде, делиться и уважать друг друга. Родители подчеркивают, что активные игры помогают улучшить координацию, ловкость и выносливость, что особенно важно в этом возрасте. Педагоги также отмечают, что подвижные игры стимулируют творческое мышление и воображение, так как дети часто придумывают свои правила и сценарии. Кроме того, такие занятия способствуют снятию стресса и повышению настроения, что делает их неотъемлемой частью детского досуга. В целом, подвижные игры становятся важным инструментом для гармоничного развития ребенка, сочетая в себе физическую активность и эмоциональное обогащение.
Трамвай
Эта дидактическая игра, как и предыдущая, приучает детей смотреть на цвет предметов, развивает такие качества, как внимание и быстрота реакции, знакомит с правилами дорожного движения, культурой поведения на дороге. Она относится к группе подвижные игры с бегом, может быть частью эстафеты. В неё можно играть на свежем воздухе или просторном помещении.
Дети стоят парами, держась за руки, на одной стороне площадки, а воспитатель или взрослый ведущий на другой. Дети держат в свободных руках связанную веревку, а ведущий флажки зеленого, красного и желтого цвета. Правила требуют, чтобы по сигналу поднятого зеленого флажка дети бежали на противоположную сторону. По желтому замирают и готовятся, по красному цвету стоят.
Мыши и кот
В этом возрасте дети очень охотно играют в сюжетные подвижные игры, например, такие, как «Мыши и кот». Её проведение обычно организуют на площадке на свежем воздухе или спортзале, где есть шведская стенка. Дети «мышки» поднимаются на пару перекладин в «домик», а водящий «кот» делает вид, что спит, в стороне. Дети должны спуститься вниз, бегать по площадке, а когда «кот» по словам ведущего пытается поймать их, прячутся в «домик».
Солнышко и дождик
Очень простая забава для проведения в помещении. Малыши приседают за стульчиками и смотрят в «окошко» поверх спинок. По словам воспитателя «солнышко светит», дети выходят из-за стульчиков и бегают по помещению. По команде «Дождь!» они должны быстро вернуться на свои места.
Для игры «Мыши и кот»
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод!
Подвижная игра солнышко и дождик
https://youtube.com/watch?v=hypb-IuRbmc
Вопрос-ответ
Какие игровые занятия подходят для детей от 3 до 5 лет?
Игра с кубиками или пазлами может улучшить их навыки решения проблем и пространственное мышление. Игры с куклами или фигурками развивают воображение и способствуют развитию социальных навыков. Участие в проектах по прикладному искусству может улучшить мелкую моторику и самовыражение.
Какие лучшие подвижные игры для детей?
Лучшие подвижные игры для детей включают “Салки”, “Прятки”, “Классики”, “Перетягивание каната” и “Футбол”. Эти игры развивают физическую активность, координацию и командный дух, а также способствуют социализации и веселью.
Какие игры развивают мозг детей?
Игры, развивающие мозг детей, включают головоломки, настольные игры, такие как шахматы и шашки, а также логические игры и конструкторы, которые способствуют развитию критического мышления и пространственного восприятия. Также полезны обучающие видеоигры и приложения, которые фокусируются на математике, языках и научных концепциях. Важно, чтобы игры были разнообразными и соответствовали возрасту ребенка, чтобы поддерживать интерес и мотивацию к обучению.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте игры, которые соответствуют возрасту вашего ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут простые подвижные игры, такие как “Саймон говорит” или “Прятки”, которые помогут развивать координацию и внимание.
СОВЕТ №2
Включайте в игры элементы обучения. Например, во время игры “Передай мяч” можно называть цвета или животные, что поможет развивать словарный запас и память ребенка.
СОВЕТ №3
Создавайте игровые ситуации на свежем воздухе. Прогулки в парке или на площадке идеально подходят для подвижных игр, таких как “Ловишки” или “Эстафета”, что способствует не только физическому развитию, но и укреплению иммунитета.
СОВЕТ №4
Поощряйте командную работу. Игры, в которых дети должны работать вместе, например, “Перетягивание каната” или “Командные эстафеты”, помогут развивать социальные навыки и учить детей взаимодействовать друг с другом.

