Распевание – важная часть любого музыкального занятия в детском саду или развивающем центре. Правильно составленная распевка для начинающих маленьких певцов помогает им развить звуковысотный слух, лучше узнать диапазон своего голоса, научиться себя слушать и верно интонировать песни в дальнейшем. Обучение пению для детей 5-6, и тем более 3-4 лет должно строиться в игровой форме – именно таким образом можно максимально развить творческие способности у малышей.
Игровое распевание
Обычные вокальные распевки нужно повторять большое количество раз, их тексты не отличаются разнообразием, поэтому юные певцы могут легко заскучать в самом начале урока. Чтобы избежать этого современными педагогами была разработана система «игровое распевание».
- Музыкальный руководитель должен выбрать какой-то сюжет из знакомых деткам сказки или мультфильма, где действуют два персонажа. Первый герой поет высоким голосом, а второй – низким. Согласно сюжету истории придумываются простой рифмованный текст и мелодия песенки для каждого их персонажей. Ноты для фортепиано к игровым распевкам каждый учитель составляет самостоятельно.
- Предполагается парная работа мальчиков и девочек 3-4 лет в младшей, и 4-6 лет в старшей группе, они должны петь по очереди и слушать друг друга. Распевание можно сопровождать жестами, движениями или несложными танцами. Показывайте деткам картинки, что изображают действующих лиц той или иной истории.
- Таким образом, распевание превращается в увлекательную игру. Каждый ребенок будет в восторге от такого упражнения. Используйте сценки, где будут играть Карабас-Барабас и Мальвина, Жук и Дюймовочка, Щелкунчик и Девочка для более взрослых детей. Малышам подойдут истории о Коте и Мышке, Лисице и Зайце, Рыбаке и Золотой рыбке.
Врачи отмечают, что распевки для детей детского сада играют важную роль в развитии дикции. Они помогают формировать правильное произношение, развивают артикуляцию и способствуют улучшению слухового восприятия. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия распевками не только делают речь более четкой, но и развивают вокальные навыки, что может положительно сказаться на самооценке ребенка. Кроме того, такие упражнения способствуют улучшению дыхательной функции и укреплению голосовых связок. Врачи рекомендуют включать распевки в ежедневные занятия, чтобы создать у детей привычку к правильному произношению и уверенности в общении.

Шелест Листьев
Если мальчик или девочка 3-4 или 5-6 лет посещают хоровой кружок, то раньше или позже им придется петь, используя микрофон.
Чтобы научить деток слушать свой голос, когда он усиливается этим прибором, созданы такие попевки:
- «Ветер шумит в листве» – дети шипят «Ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише. Вторая часть упражнения – голос ребенка сохраняет постоянное звучание, а малыш двигает микрофон ближе и дальше ото рта, регулируя громкость звука.
- «Волки воют на луну» – дети поют звук «У-у-у-у-у-у», передвигаясь голосом вверх и вниз по гамме. С этим звуком может использоваться распевка до ре ми.
Распевки. Шутка прибаутка для малышей

Развиваем звуковысотный слух
Распевка для голоса помогает каждому малышу от 3-4 до 5-6 лет развить звуковысотный слух, улучшить интонацию и раздвинуть границы доступного диапазона пения. Используйте распевки в виде стишков, подберите к каждому тексту изображения персонажей, о которых нужно петь. Такие упражнения – интересный способ увлечь дошкольников и научить слушать свой голос. Распевки сопровождаются игрой на пианино.
- Ракета летит, ракета гудит,
Космонавт-пилот ракету ведет.
У-у-у-у, я спешу из космоса в Москву!
У-у-у-у, я спешу из космоса в Москву!
- Приди, приди, солнышко, под моё окошечко,
Лей щедрее, солнышко, лучики в окошечко,
Будем греться вволю, как цветики в поле.
Детки все играют, в поле чистом тебя ожидают.
Простой народный мотив хорошо помогает деткам научиться слышать высоту разных нот на музыкальном инструменте.
Распевки для детей в детском саду становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что такие занятия значительно улучшают дикцию и артикуляцию у малышей. Родители делятся положительными отзывами о том, как распевки помогают детям не только правильно произносить звуки, но и развивать слух и чувство ритма. Педагоги подчеркивают, что регулярные занятия способствуют повышению уверенности детей в себе, когда они учатся выступать перед группой. Кроме того, распевки делают процесс обучения более увлекательным и игровым, что особенно важно для маленьких детей. В целом, многие считают, что такие занятия закладывают основу для успешного овладения речью в будущем.
Для младшей группы
Распевки для детей в возрасте 3-4 лет из детского сада должны быть легко запоминающимися и не сложными.
Используйте такие упражнения для голоса:
- Гуси, гуси, га-га-га!
Пить хотите? Да-да-да!
Гуси, гуси, вот вода.
Га-га-га, га-га-га.
- Много дней порхает птичка:
Где же зернышки пшенички?
Как пшеничку замечает,
Клювом тюк и подбирает.
Для старшей группы
Существует много распевок и для деток 4-6 лет из старшей группы детского сада.
Дошкольников заинтересуют следующие упражнения:
- Снег укрыл все-все пути,
Никуда нам не пройти,
Эй, лопатки все возьмем,
И тропинки разгребем.
- За стеклом звенят капели,
И тюльпаны расцвели,
Вот бы скоро прилетели
Ласточки и соловьи!
- Вот – цветок, еще цветок.
Эй, сплети себе венок.
Давай вместе всем играть,
И ромашки собирать.
Логопедические распевки
Логопедические распевки для детей – это упражнения, что не только позволят малышам научиться слушать свой голос и управлять им, но и улучшат произношение отдельных звуков. Каждый год из дошкольного периода детства очень важен для совершенствования речевых навыков ребенка. Поэтому начинать заниматься можно уже в три года. Сначала поют отдельные гласные и слоги, потом переходят к скороговоркам и несложным песням.
Веселые и интересные распевки – залог успеха любого музыкального занятия, они помогают разогреть голос и настроить детей на рабочий лад. Учителя пения должны уметь творчески подходить к выбору материалов для этой части уроков.
Лиса-логопедические распевки

Вопрос-ответ
Почему распевки важны для развития дикции у детей?
Распевки помогают детям развивать артикуляцию, улучшать произношение и расширять словарный запас. Они способствуют укреплению мышц речевого аппарата, что делает речь более четкой и выразительной.
Как часто следует проводить распевки с детьми в детском саду?
Рекомендуется проводить распевки ежедневно или несколько раз в неделю, уделяя этому занятию 10-15 минут. Регулярная практика помогает детям быстрее осваивать правильное произношение и улучшать дикцию.
Какие игры можно использовать для проведения распевок?
Можно использовать игры, такие как “Повторяй за мной”, где дети повторяют за взрослым различные звуки и слоги, или “Сказочные персонажи”, где дети изображают героев и произносят их реплики с акцентом на четкость и выразительность. Эти игры делают процесс обучения увлекательным и эффективным.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые элементы. Включите в распевки игры, которые требуют от детей повторять слова или фразы с разной интонацией и громкостью. Это поможет сделать занятия более увлекательными и эффективными.
СОВЕТ №2
Включайте в распевки рифмы и стихи. Стихи с рифмами не только развивают дикцию, но и помогают детям запоминать слова и улучшать их произношение. Подбирайте короткие и простые стихи, чтобы дети могли легко их повторять.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите занятия. Для достижения наилучших результатов важно заниматься распевками регулярно. Установите определенное время в расписании, чтобы дети знали, что это часть их повседневной активности.
СОВЕТ №4
Используйте музыкальные инструменты. Включение музыкальных инструментов, таких как маракасы или бубны, может сделать занятия более динамичными. Дети могут повторять слова под ритм музыки, что способствует улучшению их дикции и координации.


