Когда ребенок достигает 6-летнего возраста, у каждого родителя появляются вопросы, связанные с поступлением в школу. Особенно это касается детей, которым еще не исполняется 7 лет на момент начала нового учебного года. Есть определенные критерии, которые помогут прояснить ситуацию и определить, готов ли ребенок к школе. В статье подробно разобраны все нюансы, по которым можно решить способен ли ребенок к учебе или стоит подождать.
В каком возрасте отправлять малышей в первый класс?
Подготовка к школе у родителей ребенка начинается задолго до Дня знаний. И заключается она не в покупке школьных принадлежностей, а в определении возраста малыша, во сколько лет его можно отдать в школу. Ответ неоднозначен. Все дети уникальны, и общих правил не существует. Основным фактором является физическое и эмоциональное здоровье ребенка, наличие мотивации.
Мнения врачей по поводу возраста, в котором следует отдавать ребенка в первый класс, варьируются. Многие специалисты считают, что оптимальным возрастом для начала школьного обучения является 6-7 лет. В этом возрасте дети обычно обладают достаточной физической и эмоциональной зрелостью, что позволяет им легче адаптироваться к новым условиям. Педиатры подчеркивают, что раннее начало обучения может привести к стрессу и перегрузке, так как маленькие дети могут не справляться с требованиями учебного процесса.
Психологи также отмечают важность индивидуального подхода: каждый ребенок уникален, и его готовность к школе зависит не только от возраста, но и от уровня развития. Врачи рекомендуют родителям обращать внимание на социальные навыки, способность к концентрации и интерес к обучению. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, начиная новый этап в своей жизни.

Когда берут на учебу по закону?
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 19 Общее образование, п. 2 гласит, что ребенок может пойти в школу «при достижении возраста 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет». Если к 1 сентября ребенку будет меньше 6,5 лет, то даже при значительной развитости в школу его не примут. При отступлении от закона к родителям могут применяться санкции контролирующих организаций.
На что ориентируются, когда принимают решение?

- Умеет читать, писать, считать и вычитать (необязательно), правильно держит карандаш.
- Речь четкая, не запинается, знает и выговаривает все буквы.
- Помнит анкетные данные (свои и родителей), адреса, телефоны, правила дорожного движения и т.д.
- Имеет социальные навыки: здоровается, прощается, умеет извиняться, благодарить и т.п.
- Уверен в себе, самостоятелен.
- Здоров, жизнерадостен и активен.
Основным критерием является умение высидеть урок до конца и не терять к нему интерес в течение 40 минут. Дети до 7 лет сохраняют внимание лишь на протяжении 15 минут. После этого им необходим перерыв, а в школе это невозможно.
На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат восприятию таких временных промежутков и правильному поведению на уроке. Делается это путем постепенного повышения нагрузок. Но среди шестилеток 10 % все же к школе готовы: они с интересом читают, пишут и считают, просятся сами в школу, что свидетельствует об их моральной готовности к посещению школы.
Вопрос о том, в каком возрасте лучше отдать ребенка в первый класс, вызывает много споров среди родителей и педагогов. Одни считают, что оптимальный возраст — 6 лет, когда дети уже готовы к обучению и социализации. Другие утверждают, что стоит подождать до 7 лет, чтобы избежать стресса и перегрузок. Психологи подчеркивают важность индивидуального подхода: каждый ребенок уникален, и его готовность к школе зависит не только от возраста, но и от эмоционального и интеллектуального развития. Некоторые родители выбирают альтернативные варианты, такие как подготовительные курсы или детские сады с уклоном на обучение, чтобы помочь детям адаптироваться. Важно учитывать не только академические навыки, но и социальные, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в новом окружении. В конечном итоге, решение должно приниматься с учетом интересов и потребностей конкретного ребенка.

Если идут за знаниями со слабым здоровьем
У часто болеющих детей ослаблен иммунитет. Они страдают простудами более 10–12 раз в год, имеют хронические заболевания типа аденоидов или тонзиллита. В школе такому малышу будет сложно. Незнакомая обстановка и строгие школьные правила, непривычное школьное питание могут провоцировать у ребенка стресс, что может стать причиной обострений хронических патологий. Лучше еще год подождать и использовать это время для закаливания и оздоровления.
Уровень развития

Уровень социального развития тоже играет немаловажную роль. Основой служат те навыки социума, что были привиты в детском саду или дома.
Школа – это коллектив, и все в нем разные. Социально развитый ребенок должен уметь быть вежливым, уважительным как со сверстниками, так и с учителями.
Интеллектуальное развитие – также определяющий фактор. В норме потенциальный первоклассник должен:
- хорошо говорить;
- составлять сложные предложения и рассказы по картинкам;
- уметь находить звуки в определенных словах;
- читать со скоростью не менее 7–8 слов за одну минуту;
- писать заглавные буквы;
- знать главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
- различать и знать цвета;
- рассказывать и запоминать стихи и скороговорки;
- раскрашивать картинки в пределах контуров.
Эмоциональная зрелость выражается в способности концентрироваться и быть внимательным, в противном случае ребенок просто «выгорает» во время занятий, и у него могут возникнуть психологические проблемы.

- дотянуться пальцами до уха через затылок;
- при пожатии рук отводить большой палец;
- иметь сформированные стопы, колени и суставы;
- легко прыгать на одной ноге;
- ловить и бросать мяч.
Малыш должен иметь навыки общения и корректную самооценку. Если он смущается или, наоборот, дерзит в диалоге, отпугивая сверстников, лучше не давить на него и позволить самому сориентироваться без спешки.
Ребенок должен уметь:
- самостоятельно одеваться;
- посещать общий туалет;
- не теряться в столовой;
- раскладывать ручки и тетради, книги;
- собирать портфель.

Мотивация к обучению
Мотивация – это желание ребенка сидеть за партой, соглашаться почитать или решить пример, не грустить после ухода из садика. Чтобы уточнить мотивацию, достаточно спросить у ребенка, хочет ли он в школу. Если ответ конкретен и содержателен, то все нормально.
Когда стоит повременить?

- Психологические: нет мотивации к учебе, в семье новорожденный или разлады.
- Социальные: большое количество взрослых, окружающих малыша в семье и давящих на него, выбрана школа со сложной программой обучения или далеко от дома, что делает дорогу для ребенка утомительной. Подробно о критериях выбора школы читайте тут.
- Медицинские: травмы головы и позвоночника, психические заболевания, патологии хронического характера, например, диабет, ревматизм, аденоиды.
Зависит ли готовность дошкольников от пола?
Зависит, причем в пользу девочек. Они в 6 лет уже гораздо быстрее и успешнее адаптируются, чем их ровесники-мальчишки. Девочки быстрее развиваются, более покладисты, и у учителей с ними нет проблем. Мальчики психоэмоционально созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию в 6 лет и воспринимают школу как новую забаву. Ответственности и покладистости у них меньше, они часто дерутся и ссорятся, у них могут быть проблемы с коммуникацией.
Поэтому в законном возрастном диапазоне девочек в школу можно отправлять ближе к его нижней границе, а мальчиков – к верхней. Но, разумеется, решение всегда индивидуально. Половой фактор учитывается, но он не основной.
Как поддержать мотивацию?
Возраст сам по себе не влияет на интерес к учебе. Здесь основная роль отведена родителям и воспитателям. Именно они влияют на появление мотивации к обучению.
Обычно в 6–7 лет условия для появления мотивации имеются, но их нужно у ребенка проявить. Мотивацию родители должны всячески поддерживать и поощрять – увлекать интересными заданиями, играми.
Что лучше – когда самый старший или самый младший в классе?

В 6,5 лет дети в большинстве физиологически и интеллектуально готовы к школе, но у некоторых это проявляется немного быстрее, у других позже – все это норма. Застенчивому и боязливому ребенку сложно осваиваться в коллективе и в 6, и в 7 лет, а общительному и активному сангвинику – легко.
Как пойти в 8 и не прогадать?
7-летний возраст не является основанием для обязательного поступления в школу. Все дети индивидуальны, и если есть причины начать обучение с 8 лет, не нужно торопиться. Как уже говорилось выше, это может быть связано с наличием хронических заболеваний. У таких детей будет запас времени на оздоровление и лечение, подготовку к школе еще в течение целого лишнего года. Минусом же может стать то, что ребенок будет ощущать себя некомфортно среди детей младше него самого.
Психологи утверждают: среди родителей, отдавших детей в школу с 8 лет, пожалевших о своем решении практически не бывает.
Можно ли начать в 6 и не перегрузить?
Минусы, по мнению психологов и педагогов:
- низкий уровень школьной зрелости и мотивации;
- отсутствие условий для дневного сна;
- поведение детей 6 лет часто определено их сиюминутными желаниями;
- малыши предпочитают играть, а не слушать педагога, им сложно усидеть 40 минут на уроке;
- мышцы спины напрягаются минимум по 4 часа каждый день из-за высиживания на уроках и ношения портфелей, что приводит к сколиозу и нарушению осанки.

Плюсы, по мнению родителей:
- лишний год в детсаду может затормозить психологическое развитие одаренного чада;
- маленькие шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками к информации;
- будет лишний год до армии;
- ребенок развит явно – умеет читать, писать и знает слова на иностранном языке;
- многие его ровесники пошли в школу и т. д.
Получается, что здесь больше амбиций родителей, чем действительно необходимости.
Подробнее о том, в каком возрасте детей можно отдавать в музыкальную, художественную или спортивную школу читайте в материале по ссылке.
Если день рождения в декабре
Декабрьским детям на 1 сентября исполнится либо 6 лет и 9 месяцев, либо 7 лет и 9 месяцев. За законные рамки возраст не выходит. Проблема с такими малышами надумана. Рекомендации к декабрьским детям те же. Главный показатель – готовность ребенка к обучению и его личностное развитие.
Самые распространенные заблуждения родителей по этому вопросу
Распространенные заблуждения:
- Ребенок готов к школе, если умеет читать. Но у него могут быть комплексы, другие особенности развития, проблемы со здоровьем.
- Мальчики должны идти в школу раньше девочек. Часто девочки более развиты интеллектуально, а мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам.
- Если ребенка отдать в школу раньше, успеваемость будет лучше. Это зависит от темперамента.
- Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле у них нет мотивации. Им интересно в садике и не нужны новые люди и впечатления.
Дети развиваются индивидуально, могут догнать и перегнать тех, от кого отставали.
Каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка была возможность получить достойное образование. На нашем сайте вы найдете статьи о том, как поступить и сколько учиться в музыкальной школе, а также узнаете об особенностях гимназий и лицеев и чем они отличаются от обычных школ.
Мнения специалистов, в том числе Е.О. Комаровского, о лучшем возрасте для старта
- Педиатр Дмитрий Чеснов, зав. приемным покоем 3-й детской клинической больницы Минска, утверждает, что ребенка нужно отдавать в школу после 7 лет. По его мнению, к этому времени «дозревает» нервная система, перестраивается иммунная, проставлен весь набор профилактических прививок.
- Валерий Станчик, учитель начальных классов жодинской школы № 6 говорит, что ребенок в 6 лет и в 7 – это два разных человека. Многие родители ошибочно считают, что умение писать и читать для школы достаточны.
На самом деле гораздо важнее школьная зрелость, включающая в себя указанные выше параметры. Бывает, даже в 7 лет ребенок к школе не готов. И если родители отдают его в школу, надеясь, что там все выровняют, этого не произойдет. А будет лишь насилие над личностью. И это обязательно негативно отзовется в старших классах.
- Психолог минской гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова по этому вопросу думает следующее. В 5–6 лет у детей превалирует игровая деятельность. Это видно по их поведению на переменках: катают по подоконнику машинки, играют в куклы. Также в 6 лет хуже развито абстрактное и образное мышление, нет чувства долга. Шестилетка может уйти с урока, потому что надоело, а в 7 лет у ребенка уже есть понимание – «не хочу, но должен».
- Доктор Комаровский говорит, что в 6 лет кости и внутренние органы активно растут. Физическая двигательная активность в этом случае очень важна. Но вместо этого ребенка заставляют сидеть в классе, в компании детей, где не все здоровы.
Лучший возраст для школы – 7 лет. Если ребенок все же пошел в школу в 6 лет, то родители должны обеспечить ему высокую физическую активность: игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом в секциях. И хотя уроки первоклашкам задавать не должны, им часто рекомендуют дома почитать, выписать буквы или позаниматься математикой. Комаровский настаивает, что выполнение уроков должно занимать минимум времени и проходить после физической активности, но не поздно вечером.
Важно! Мнение всех специалистов однозначно: позже лучше, чем раньше.
Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет. Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача.
Вопрос-ответ
Во сколько лет лучше отдавать ребенка в первый класс?
Так когда же лучше отдавать ребенка в школу? Лишь некоторые дети готовы пойти в школу и в 6,5 лет (по статистике, мальчики меньше, чем девочки), а некоторым ближе к восьми годам. Большинству подходит поступление в возрасте около семи лет.
Какой возраст является оптимальным для начала школьного обучения?
Согласно п. 10.1 СанПин 2.4.2.2821-10, оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. Особенности приема. Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.
Почему нельзя отдавать ребенка в школу в 6 лет?
Отдавать ребенка в школу в 6 лет может быть нежелательно, поскольку в этом возрасте многие дети еще не готовы к академическим требованиям и социальной адаптации, что может привести к стрессу и снижению мотивации к обучению. Психологическое и физическое развитие детей в этом возрасте сильно варьируется, и раннее начало школьного обучения может негативно сказаться на их эмоциональном состоянии и самооценке.
Когда нужно устраивать ребенка в школу?
Принимаются в первые классы дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить приём ребёнка в более раннем или более позднем возрасте.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на готовность ребенка. Прежде чем принимать решение о том, когда отправить ребенка в первый класс, оцените его эмоциональное и социальное развитие. Если он умеет общаться со сверстниками, справляться с простыми заданиями и проявляет интерес к обучению, это хороший знак.
СОВЕТ №2
Учитывайте возрастные нормы. В большинстве стран дети начинают учиться в первом классе в возрасте 6-7 лет. Однако некоторые дети могут быть готовы к школе раньше или позже. Ознакомьтесь с рекомендациями педагогов и психологов, чтобы выбрать оптимальный возраст для вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Проведите предварительную подготовку. Если вы решите отдать ребенка в школу в более раннем возрасте, убедитесь, что он прошел подготовительные курсы или занятия, которые помогут ему адаптироваться к школьной программе и развить необходимые навыки.
СОВЕТ №4
Не спешите с решением. Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Не поддавайтесь давлению со стороны окружающих и не сравнивайте своего ребенка с другими. Прислушивайтесь к его потребностям и выбирайте время для начала школьного обучения, основываясь на его индивидуальных особенностях.

