Ребенок овладевает речью в течение нескольких лет с момента рождения. Но из-за дефектов нервной системы и особенностей строения артикуляционного аппарата не у всех детей речевой навык развивается одинаково хорошо. Возраст ребенка напрямую влияет на возможность коррекции логопедических проблем – чем младше мальчик или девочка, тем проще их исправить.
Артикуляция – это сложный многокомпонентный процесс, в котором задействованы гортань и глотка, голосовые связки, зубы и язык, мышцы лица и ротовой полости. Комплекс артикуляционной гимнастики – системы упражнений для органов речи – помогает выработать правильные движения каждого из элементов артикуляционного аппарата, и дает возможность малышу четко произносить все звуки.
Цель артикуляционной гимнастики состоит в исправлении нарушений произношения звуков у детей и взрослых путем выработки способности правильно управлять артикуляторным комплексом органов.
Задачи артикуляционной гимнастики включают в себя, как коррекцию и отработку элементарных движений, выполняемых каким-либо компонентом артикуляторного аппарата, так и объединение простых движений в более сложные. Это позволяет подготовить ребенка к произношению того или другого звука.
В зависимости от способа выполнения различают такие виды артикуляционной гимнастики:
- Статическая.
Упражнения этой группы направлены на то, чтобы научить ребенка фиксировать язык, губы и другие мышцы в определенном положении;
- Динамическая.
Динамические упражнения включают в себя повторяющиеся элементы движений для определенных составляющих артикуляционного аппарата.
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, с детьми в детском саду или развивающем центре должен заниматься опытный логопед. По мере усвоения упражнений, общая речевая гимнастика для малышей может выполняться ими в домашних условиях под присмотром родителей.
Регулярное использование артикуляционной гимнастики в логопедии помогает улучшить речь каждого дошкольника, нормализовать произношение и дикцию.
Уроки, на которых делаются логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика проходят в игровой форме. Для занятий обязательно используют зеркало. Благодаря его наличию ребенок учится следить за движениями губ и языка, и запоминает правильный способ произношения каждого звука. Ранний возраст способствует быстрому усвоению новых речевых навыков.
Артикуляционная гимнастика в стихах делает каждое занятие веселым и увлекательным. Перед началом работы на лице ребенка должна быть улыбка, зубы обнажены, а мышцы лица и ротовой полости находятся в умеренном тонусе. Малышам будет интересна сказку про язычок, который учится в волшебной школе.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
Предлагаем вам следующие рекомендации по тренировке мышц глотки и мягкого неба. Для выполнения этих упражнений младший возраст ребенка не является препятствием.
- Предложите ребенку зевать, сначала не размыкая губ, а потом наоборот, широко открывая ротик и интенсивно вдыхая;
- Малыш откашливается, широко разевая рот и стиснув кулачки;
- Ребенок воспроизводит движения, что совершаются при полоскании горла;
- Кроха пьет жидкость маленькими глотками;
- Ребенок зажимает пальцами носик и пробует надуть щечки;
- Малыш поочередно свистит, мычит и стонет;
- Мальчик или девочка отклоняет голову назад, в том время, как взрослый ладонью удерживает головку малыша за затылок и препятствует этому;
- Кроха поочередно выговаривает звуки «и», а потом «а», с промежутком между ними.
Артикуляционная гимнастика для ребенка. Просто и правильно.
https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет является важным инструментом в развитии речевых навыков. Врачи отмечают, что регулярные занятия помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и четкости произношения. Специалисты рекомендуют использовать игровые элементы и яркие картинки, чтобы сделать занятия более увлекательными для детей. Это не только повышает интерес к упражнениям, но и способствует лучшему усвоению материала. Врачи подчеркивают, что такие занятия могут быть особенно полезны для детей с речевыми нарушениями, так как они помогают развивать координацию движений языка и губ. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе, создавая поддерживающую и позитивную атмосферу.
На звук Л
Рассмотрим, какую артикуляционную гимнастику нужно делать, чтобы произошла выработка звука «Л».
- «Качели качаются»
Ребенку надо открыть рот и потом поместить широкий плоский язык за нижними зубами. В такой позиции он удерживается в течение от 2 до 5 секунд.
- «Пони цокает копытами»
Малыш открывает ротик, кончик языка упирается в небо за верхними зубками и производит щелкающие звуки, имитируя передвижение лошади.
- «Пони-ниндзя»
Малыш двигает язычком, как в предыдущем случае, но должен это делать совершенно бесшумно.
- «Ветер играет»
Ребенок создает поток воздуха, что выпускается с двух краев языка, – прикусывает окончание языка зубками и начинает дуть.
На звук С
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков помогает в выработке звука «С» и остальные согласные из этой группы.
- «Строим забор»
Ребенок улыбается, обнажает зубки, улыбается губами в течение 10 секунд.
- «Делаем трубу»
Малышу нужно вытянуть соединенные вместе губы по направлению вперед и сложить в виде трубочке – это положение сохранять 10 с.
- «Открываем окно»
Ребенок открывает ротик, смыкает зубки вместе и держит ротовую полость открытой 10 с.
- «Наказание вредного язычка»
Мальчик или девочка немного открывают ротик, широкий язык размещается на нижней губе. Ребенок должен отшлепать его своими губами, и говорит «Пя» несколько раз. Затем язык в таком положении удерживается 5 с.
- «Показываем лопату»
Малыш выкладывает расширенный язык на нижней губе и держит его так не менее 5-10 с.
- «Футболист забивает гол»
Кроха устанавливает губы трубочкой и дует на бумажный и ватный шарик, задвигая его в пространство между двумя карандашами, что лежат на парте перед ребенком.
- «Чистим нижние зубки»
Ребенок, используя кончик языка, чистит нижние зубки с внутренней стороны. Язык двигается вправо-влево и вверх-вниз.
- «Котик рассержен»
Малыш открывает ротик, кончиком языка упирается в передние резцы снизу. Далее не отрывая язык от резцов, выдвигает его спинку по направлению вперед. Потом опускает её обратно, сохраняя кончик языка в том же положении.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет становится всё более популярной среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие упражнения помогают развивать речевые навыки, улучшать дикцию и формировать правильное произношение. Родители делятся положительными отзывами о том, как занятия делают детей более уверенными в себе, а также способствуют развитию моторики и координации.
Картинки, иллюстрирующие упражнения, делают процесс более увлекательным и наглядным. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми, подражая движениям губ и языка. Это не только полезно, но и весело! Педагоги отмечают, что регулярные занятия помогают детям легче усваивать новые слова и фразы, а также развивают их слуховое восприятие. В целом, артикуляционная гимнастика становится важным инструментом в подготовке детей к школе и развитию их коммуникативных навыков.
На звук Р
У многих деток сразу не получается произносить звук, которому соответствует буква «Р». Для «Р» с ними необходимо делать такие упражнения:
- «Чистим верхние зубки»
Ребенок широко открывает ротик, затем, используя кончик языка, чистит верхний зубной ряд с внутренней стороны, передвигая язык поочередно вправо и влево.
- «Художник»
Малыш двигает язычком вперед и назад, гладя его кончиком твердое небо.
- «Футболист-2»
Ребенок делает то же, что и в упражнении «Футболист забивает гол», но при этом еще на выдохе произносит «ф-ф-ф». Надо следить, чтобы поток воздуха был узконаправленным.
Звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков поможет каждому ребенку произносить правильно звуки «Ш», «Ж», «Ч» и «Щ».
- «Бублик»
Мальчик или девочка выполняет упражнение «Делаем трубу», затем округляет губы так, чтобы было видно сомкнутые зубки, и сохраняет такое положение 5-10 с.
- «Покусаем язычок»
После улыбки и открытия рта малыш поочередно покусывает кончик и середину языка, двигая его вперед-назад.
- «Часики тикают»
Ребенок после улыбки и открытия рта выдвигает язык как можно дальше и плавно двигает им от одного уголка рта к другому.
- «Показываем чашечку»
Кроха улыбается и открывает ротик. Боковые и передние края широкого язычка поднимаются, но не касаются зубов.
- «Сладкоежка съел варенье»
После улыбки мальчик или девочка открывает рот и языком в форме чашечки и облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.
- «Грибы растут»
Ребенок улыбается, широко открывает рот, затем присасывает язык («грибная шляпка») к нёбу на 5-10с таким образом, чтобы подъязычная уздечка («грибная ножка») была натянута. Язычок при этом широкий, его края касаются верхних зубов.
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика для губ и языка дополняется пальчиковой. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, что напрямую стимулирует правильное формирование речевых навыков в центральной нервной системе. Каждая лексическая тема находит отражение в стихах, когда дети изучают живую природу, Новый год, смены сезонов, животных и т.д.
- «Про дождик и газончик»
1, 2, 3, 4, 5,
(пальчики левой и правой руки поочередно стучат по столу)
Пошел дождик полетать.
(в свободном порядке стучим по столу пальцами рук)
Летел тихонько и привычно,
(делаем «шаги» 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности стола)
Ведь зачем дождю спешить?
Видит надпись на табличке –
«По газонам не ходить!»
(По очереди стучим по столу кулачками и раскрытыми ладонями)
Дождик прошептал беззвучно:
«Ох, ох, ох!»
(Ритмично хлопаем в ладоши 3 раза)
И исчез. Газон засох.
(Последний громкий хлопок в ладони).
- «Гномик в домике»
Под листом – крошечный домик,
(из ладошек делаем шалаш)
В нем живет маленький гномик.
(стучим кулачком правой руки о ладошку левой и наоборот)
В дверцу дома ручками постучим,
В колокольчик дверной позвоним.
(соединяем 1,2, 3 пальцы щепоткой на двух руках и будто звоним колокольчиком)
Распахнет нам двери гномик,
Пригласит в крошечный домик.
(указываем на дверь кабинета)
В доме том – дощатый пол,
На полу – из дуба стол.
(указываем на пол, стол, стул)
Рядом – стул с резною спинкой,
На столе – тарелки, вилки.
(Показываем вилку – разводим пальчики на обеих руках в стороны)
Вот блины для нас стоят –
Гномик очень гостям рад.
(Хлопаем в ладоши)
Пальчиковая гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание играет очень важную роль в нашей речи. Поэтому артикуляционная и дыхательная гимнастика должны дополнять друг друга. Приведем примеры наиболее полезных упражнений, что помогут выработать дыхание нужной формы и силы.
- «Метель»
Малыш дует на кусочки бумаги и конфетти, при этом губы округляются и немного вытягиваются, а щеки не надуты.
- «Пароходик»
На воду в миске или в ванночке пускают легкий бумажный кораблик. Кроха выдыхает струю воздуха и заставляет его плыть.
- «Водолаз»
В стакан наливается вода, ребенок дует через трубочку от сока.
- «Магические пузыри»
Малыш выдувает мыльные пузыри из колечка.
Дыхательная гимнастика для детей

Для детей 2 – 3 лет
Артикуляционная гимнастика для совсем маленьких деток в 2-3 года должна сопровождаться стихами, рассказами и песнями. Занятия нужно проводить постоянно, но они очень ограничены по времени, так как у деток этого возраста еще слабо развито внимание.
Для детей 4 – 5 лет
В старшей группе можно проводить полноценные логопедические занятия. Артикуляционная гимнастика для детей 4 лет включает вышеуказанные упражнения. Индивидуальный комплекс для каждого ребенка подбирается логопедом, исходя из речевых проблем конкретного малыша.
Для детей 6 – 7 лет
Очень полезна артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду, картотека упражнений для которой изложена выше. Она помогает старшим дошкольникам окончательно сформировать правильные речевые навыки и, вместе с другими образовательными предметами, подготовиться к поступлению в первый класс.
Артикуляционная гимнастика в логопедии – эффективное средство, что позволяет любому малышу говорить красиво и без ошибок. Хорошо поставленная речь в дальнейшем благоприятно влияет на познание окружающего мира, социализацию и психическое развитие ребенка.
Вопрос-ответ
Какие упражнения входят в артикуляционную гимнастику?
Какие упражнения включены в артикуляционную гимнастику? Ответ: Упражнения могут включать движения языком, губами, щеками, такие как поднятие языка вверх, надувание щек, вытягивание губ в трубочку и т. п.
Как расслабить корень языка у ребенка?
Расслабить спинку и корень языка можно с помощью точечного массажа в области подчелюстной ямки нижней челюсти, вибраций под углами челюсти и легкого похлопывания, поглаживания шпателем кончика языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте яркие и привлекательные картинки для каждой артикуляционной гимнастики. Это поможет детям лучше запомнить упражнения и сделает процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №2
Проводите занятия в игровой форме. Включайте в упражнения элементы игры, такие как соревнования или ролевые игры, чтобы поддерживать интерес детей и мотивировать их к активному участию.
СОВЕТ №3
Регулярно повторяйте упражнения. Для достижения наилучших результатов важно заниматься артикуляционной гимнастикой несколько раз в неделю, чтобы закрепить навыки и улучшить произношение.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут нуждаться в дополнительной поддержке или адаптации упражнений, поэтому важно учитывать их уровень развития и интересы.

