Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки. Верно запомнить ударение в словах – задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.
Почему ребёнок неправильно ставит ударения?
У этого может быть несколько причин:
- Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения. В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов – где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
- Недостаток общения с родителями. Дети обучаются всему через имитацию – подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить – он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
- Разговор с детьми на “детском языке”, сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек – это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
- Непонимание самого понятия – что значит “ставить ударение”. Почему “ставить”? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова – то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.
Врачи отмечают, что правильная постановка ударения играет важную роль в коммуникации и восприятии речи. Неправильное ударение может привести к недопониманию и даже к искажению смысла слов. Специалисты рекомендуют несколько эффективных методов обучения. Во-первых, полезно слушать аудиозаписи носителей языка, что помогает уловить правильные акценты. Во-вторых, чтение вслух с акцентом на ударные слоги способствует закреплению навыков. Третьим способом является использование специальных приложений и онлайн-курсов, которые предлагают интерактивные задания. Врачи подчеркивают, что регулярная практика и внимание к деталям помогут улучшить речевые навыки и уверенность в общении.
В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?
Все дети разные – кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.
Как же научить ребёнка говорить правильно?
Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.
С самого раннего возраста объясняйте ребёнку предметы и явления, комментируйте свои действия, при этом старайтесь чтобы он видел вашу мимику, движения губ. Ни в коем случае не коверкайте слова, стараясь сделать их милыми. Если Вы хотите, чтобы малыш как можно раньше заговорил правильно – прислушайтесь к этому совету.
Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.
Многие люди отмечают, что программа “Говори правильно!” стала настоящим открытием в мире обучения правильной постановке ударения. Участники курса подчеркивают, что методика основана на интерактивных упражнениях и практических заданиях, что делает процесс обучения увлекательным и эффективным. Пользователи отмечают, что благодаря занятиям они стали увереннее говорить и меньше стесняться своих ошибок.
Особенно ценят возможность получать обратную связь от опытных преподавателей, что помогает быстро исправлять недочеты. Многие делятся, что после прохождения курса их речь стала более грамотной, а общение с окружающими — комфортнее. В целом, “Говори правильно!” зарекомендовала себя как надежный помощник в освоении русского языка, что делает её популярной среди студентов и взрослых, стремящихся улучшить свои навыки.
Как часто необходимо заниматься?
Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.
Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.
Считалочки, стишки, рифмованные строчки.
Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
***
Раз лохматая горилла
Крокодилу позвонила.
Он с гориллой не дружил,
Сразу трубку положил.
Ему лучше не звонить,
Кто звонит, тому водить.
***
В яслях дети баловались,
Воспитатели ругались:
«Не балуйтесь, ремешок
Вас посадит на горшок».
Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
***
Шарфы-Марфы:
Как у нашей МАрфы
Все в полоску шАрфы!
***
Каталог-потолок:
Наш огромный каталОг
Подпирает потолОк.
***
Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг
Упражнения
Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом – на прогулке, в дороге, перед сном.
“Угадываем слова”.
Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА – собАка, кОнфета – конфЕта и т.д.
Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
Как правильно? – чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.
“Позови меня”.
Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!
Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам.
Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки.
“Молоточек”.
Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.
Кубики Зайцева
Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному “звучат”:
Железно-золотые кубики – склады с мягким знаком
Железно-деревянные – склады с твёрдым знаком
Золотые – изображены гласные
Железные – звонкие склады
Деревянные – приглушённые склады
Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной – звенящее наполнение, внутри глухой согласной – глухое постукивание.
Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад – пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится – ставим на него специальный кубик с ударением.
Народные методы
Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.
Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.
Вместе с развитием речи мы рекомендуем начать занятия по обучению счету. Как правильно это делать? Читайте в материале “Как легко научить ребенка считать в уме”
Какие проблемы могут скрываться за задержкой речи? Читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.
Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное – уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.
И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео:
Вопрос-ответ
Как правильно: о́жил или ожи́л?
Конечно, предоставьте текст, который нужно отформатировать.
Как запомнить красивее ударение?
На самом деле «красивее» — не слово-исключение. Правило тут такое: для постановки ударения нужно поставить слово в краткую форму женского рода. Получится «красива».
Советы
СОВЕТ №1
Записывайте слова с трудными ударениями и регулярно их повторяйте. Создайте список таких слов и читайте его вслух, акцентируя внимание на правильной постановке ударения. Это поможет закрепить правильное произношение в вашей памяти.
СОВЕТ №2
Используйте аудиоматериалы и приложения для изучения языка. Слушайте носителей языка и повторяйте за ними, обращая внимание на ударение. Это поможет вам не только научиться правильно ставить ударения, но и улучшить общее произношение.
СОВЕТ №3
Практикуйте чтение вслух. Читайте книги, статьи или стихи, стараясь правильно ставить ударения. Это не только улучшит вашу дикцию, но и поможет вам лучше запомнить правильные формы слов.
СОВЕТ №4
Общайтесь с носителями языка или участвуйте в языковых клубах. Живое общение поможет вам услышать правильные ударения в контексте и получить обратную связь о вашем произношении.