Когда на свет появляется ребенок, ему свойственно воспринимать многогранный мир с помощью трех органов чувств: зрение, слух и осязание. Однако природа не всегда благосклонна к каждому малышу, и он может родиться с нарушением (а зачастую и не одним) в любой из этих функций. Те, кто имеет проблемы со зрительными органами, воспринимают мир абсолютно по-другому, имея существенные ограничения. Их развитие происходит в специфическом русле и, находясь в детском саду, они испытывают потребность в личностно-ориентированом подходе.
Особенности воспитания и обучения продиктованы тем, что основную компенсаторную роль берут на себя осязание и слух. Чтобы донести до ребенка знания и точку зрения окружающих касаемо социализации, необходимо пользоваться иными методами, чем в случае с полностью здоровыми детьми. Основной акцент — на здоровые органы чувств.
Классификация заболеваний глаз у детей
Чтобы понять, как именно работать с ребенком с нарушением зрения, нужно знать тип его заболевания и возможности органов зрения в настоящий момент, поддается ли оно лечению.
-
Функциональные нарушения могут при своевременном выявлении подлежать корректировке. К таковым относятся косоглазие (все степени), катаракта, астигматизм, миопия, помутнение роговицы. Если в раннем возрасте принять необходимые медицинские меры, то существуют высокие шансы на полное выздоровление.
-
Органические нарушения касаются структуры глаза и других отделов зрительной системы. Они сложно поддаются лечению и восстановлению. Как правило, это результат сопутствующих заболеваний (задержки умственного развития, ДЦП).
Только принадлежа к первой категории, дети могут посещать обычный детский сад и школу, чтобы обучаться по стандартной программе. Но каждый из них встретится со значительными сложностями, например, непониманием со стороны сверстников, невозможностью адекватно реагировать на нагрузки и темп.
Мнение врача:
Дети с нарушением зрения требуют особого внимания и заботы. Врачи отмечают, что такие дети часто испытывают трудности в обучении и социальной адаптации. Нарушение зрения может повлиять на развитие речи, моторику и психическое состояние ребенка. Поэтому важно обеспечить им поддержку и специальные условия обучения. Врачи рекомендуют регулярные медицинские осмотры и консультации специалистов для своевременного выявления и коррекции проблем зрения у детей.
Аспекты психического развития
Как и взрослые, дети дошкольного возраста получают львиную долю информации об окружающем мире благодаря зрению. Если нет возможности воспринимать его яркие краски и знакомиться с новыми образами, основную роль берет на себя слух. Со стороны взрослых важно прилагать максимум усилий, чтобы развивать способность правильно воспринимать как можно больший спектр звуков.
В детском саду такие малыши отличаются медлительностью и пассивностью, не свойственной детям в этом возрасте. У них нет желания бегать, играть в подвижные игры. Возникает огромное количество двигательных форм, относящихся к категории непродуктивных, тупиковых движений: ребенок может произвольно раскачиваться со стороны в сторону, гладить себя по волосам, повторяя свои действия многократно.
Одни стороны личности с нарушением зрения развиваются быстрее, позволяя легче адаптироваться в обществе, другие медленнее (вызывая множество вопросов у сверстников, которые не соотносят заболевание с поведением ребенка). Такие дети часто бывают слабовольными и подверженными влиянию извне. Они не отстаивают свою точку зрения в детском саду, чтобы как можно меньше выделяться из коллектива.
Взаимодействие с окружающими
-
Вследствие наличия серьезных физиологических ограничений ребенок дошкольного возраста испытывает значительный дискомфорт, даже если ему с рождения незнакома возможность полноценно видеть. Происходит замедление в развитии познавательных психических процессов, что отображается в его общении со сверстниками, родителями, воспитателями. Для таких детей характерно неверное понимание некоторых слов и понятий, они не могут соотнести их с предметами, которые отображают.
-
Наблюдается слабо выраженная потребность к общению со взрослыми и воспитателями во всех видах учебной и игровой деятельности, отсутствие желания общаться, неумение выражать свои эмоции.
-
Дети с нарушением зрения очень приветствуют физический контакт окружающими, особенно с родителями. Независимо от вида занятия – беседа, игра, совместный просмотр мультфильма – они предпочитают взять за руку или забраться на колени, чтобы их погладили по голове или поцеловали. Это не значит, что малышу не хватает внимания и любви, просто его маленький мир лишен ярких впечатлений.
Опыт других людей
Дети с нарушением зрения вызывают особый интерес у родителей и педагогов. Многие отмечают их удивительные способности адаптации и развития других чувств. “Моя дочь, несмотря на слабое зрение, удивительно хорошо развита в музыкальном отношении. Она играет на фортепиано лучше, чем многие здоровые дети ее возраста”, – говорит мама одной из таких детей. Люди отмечают, что такие дети обладают особым внутренним светом и силой духа, что вдохновляет окружающих.
Основные моменты воспитания
Независимо от выбранного типа детского сада, ребенок дошкольного возраста с нарушениями зрения должен постоянно находиться в поле зрения специалистов, способных скорректировать его особенности и обеспечить нормальное развитие.
-
Регулярные занятия с логопедом позволяют увеличить словарный запас, избежать речевой ограниченности.
-
Осмотр офтальмолога позволит оценить динамику выздоровления (если форма заболевания поддается лечению).
Особенности воспитания детей с нарушением зрения нельзя игнорировать. При грамотно организованном воспитательном процессе в детском саду можно избавить малыша от замкнутости и обеспечить ему комфортные условия нахождения в социуме.
Смотрите также
Частые вопросы
Как видит ребенок с нарушением зрения?
Какие нарушения зрения могут быть у детей Близорукость (миопия) — малыш плохо видит вдаль: подходит ближе к телевизору или другим предметам, чтобы лучше их рассмотреть. Дальнозоркость (гиперметропия) — ребенок нечетко видит вблизи: жмурится и широко открывает глаза, чтобы лучше рассмотреть буквы или картинку.
Какие наблюдаются особенности в личностном развитии обучающихся с нарушением зрения?
Дефект зрения может повлечь за собой огромные потери в области чувственного познания: уменьшается количество представлений, сокращаются возможности формирования новых образов, изменение в эмоционально-волевой сфере, нарушается психическое развитие.
Какая наука изучает особенности развития детей с нарушением зрения?
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, влияния этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.
Как плохое зрение влияет на развитие ребенка?
ощущения, представления, мышления и памяти. Ребёнок с нарушениями зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развивающихся детей.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на особенности обучения детей с нарушением зрения. Используйте тактильные и звуковые методики обучения, а также специальные обучающие материалы, чтобы помочь им усваивать информацию.
СОВЕТ №2
Поддерживайте детей с нарушением зрения в развитии их навыков самообслуживания. Обучите их использованию тактильных маркеров, ориентации в пространстве и другим навыкам, которые помогут им быть более самостоятельными.
СОВЕТ №3
Обеспечьте детей с нарушением зрения доступом к специализированным технологиям, таким как компьютерные программы с синтезом речи или устройства для чтения в брайле. Это поможет им учиться и взаимодействовать с окружающим миром более эффективно.